Сайт учителя начальных классов
МАОУ "Гимназия №2"
города Нижнего Новгорода




   Костенко Елены
Михайловны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА «Мир познания»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА КЛАССА

«Мир познания»

В "Философском энциклопедическом словаре" ТВОРЧЕСТВО – это

— деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества,

 (в науке, технике, искусстве), его психологические основы. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от деятельности, позволяющей им открывать себя: свои способности, свои возможности. Именно творчество вызывает у ребёнка радость и интерес. Когда дети творят, реализуют свои фантазии, их лица светятся улыбкой и глаза становятся счастливыми и весёлыми. Именно поэтому, создавая программу воспитательной деятельности для своего класса, я стремилась к тому, чтобы дети могли почувствовать себя умелыми, талантливыми, смелыми, сильными, добрыми, счастливыми, и на этой основе учиться и учить друг друга, познавать себя и других, общаться друг с другом и с искусством, с наукой, с миром взрослых.

В 1-ом классе я изучила результаты диагностики, показывающие  уровень развития творческих способностей учащихся.

Критериями развития творческих способностей являются:

-оригинальность, гибкость мышления, беглость мышления, эмоциональность.

В результате диагностического эксперимента зачастую приходится делать вывод:

  • Оригинальность создаваемых образов наблюдается у меньшей половины класса (девочки). В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.
  • Гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е. большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.
  • В течение занятия отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост интереса.
  • Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего занятия, более расположены к творчеству.

Учитывая всё это, моя работа с детьми направлена на творческий поиск новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие практических навыков.

С переходом на ФГОС повышается ответственность педагога за  уровень педагогической компетенции, поэтому чтобы учить детей, возникает необходимость непрерывного самообразования. Для реализации настоящей программы от классного руководителя требуется творческое видение проблем и  путей их решений, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыки владения проектными методиками, методом социального проектирования и различными методами педагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и культуры.

Большая ответственность за мотивацию детей к обучению и воспитанию  ложится и на родителей, поэтому моя задача   - помочь родителям организовать постепенное осуществление установок на организацию познавательной деятельности ребенка.  Таким образом, классный руководитель – это учитель и воспитатель, наставник и друг, организатор и соратник, защитник и контролер, разработчик и инспектор, а дети и родители вместе с классным руководителем – сообщество единомышленников, которые двигаются в одном направлении.

Цель программы  «Мир познания»:

  • Создание условий для обеспечения  целостного подхода к воспитанию и развитию личности учащегося, созданию  максимально благоприятных условий  для раскрытия творческих  способностей каждого участника учебно-воспитательного процесса.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • Развивать  духовно-нравственный, интеллектуальный, художественно-эстетический потенциал личности ребенка на основе духовных традиций Отечества.
  • Приобщать к основам экологической, правовой, информационной культуры, здорового образа жизни.
  • Формировать  нравственное поведение в социуме, воспитать  желание и потребность  нести добро людям;
  • Развивать индивидуальные способности и таланты, используя передовой опыт российской педагогики и возрастной психологии;
  • Укреплять  семью, развивать  культуру семейных отношений через участие родителей в совместных мероприятиях.

Основные направления воспитательной системы класса реализуются через взаимодействие с семьей и совместное творчество детей и взрослых:

  • духовно-нравственное;
  • гражданско-патриотическое;
  • здоровьесберегающее;
  • культурно-эстетическое.

 

Этапы реализации программы:

1 этап  «Узнай самого себя» (1 класс).

На этом этапе производится  диагностика и анализ воспитательной среды (семьи, класса); проводятся  мероприятия по организации и вовлечению родителей в воспитательную систему класса; создаётся первичная организация детского сообщества, которая подразумевает  знакомство с правилами общественной жизни, выработку законов и традиций класса.

2 этап  «Возьмемся за руки, друзья» (2 класс)

Этап подразумевает привлечение внимания детей к семейным ценностям (изучение традиций семьи, составление родословной, знакомство с семейными реликвиями); осуществляется содружество детей и взрослых на основе деятельности семейного клуба; организовывается совместная деятельность детей и взрослых по изучению родного края, города, района, улицы;  укрепляются классные традиции; дети привлекаются к участию в соуправлении классным сообществом.

3 этап « Азбука жизни в коллективе!» (3 класс)

На 3 этапе  внимание детей привлекается к нравственным, духовным ценностям современного мира; стимулируется активное участие детей в делах класса и гимназии; применяются меры по  формированию основ толерантного сознания и поведения у обучающихся; воспитывается уважительное отношение к государственным символам; формируется бережное отношение к истории и культуре своего народа.

4 этап «Гимназия – дом, где мы живем»(4 класс)

На этом этапе совершенствуется ученическое соуправление; воспитывается у учеников осознание своей значимости в общем деле,  чувство личной ответственности за происходящее в классном сообществе, чувства сопричастности и уважения к детям класса; стимулируется развитие лидерских качеств.

    Этапы функционирования воспитательной системы класса  создают условия для воспитания духовно-нравственной личности, гражданина и патриота, для раскрытия способностей и талантов учащихся. При этом обеспечиваются также взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников и другими субъектами социальной среды.

Духовно-нравственное направление является системообразующим, и, с другой стороны, связующим звеном для других направлений  ВСК.

Духовно-нравственное направление  предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогического воздействия. Особое место отводится родителям, как первым наставникам ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

  Одним из  направлений воспитательной программы «Мир познания» является гражданско-патриотическое  направление. Оно предполагает в воспитании потребности у детей уважение к историко-культурному наследию своего народа,  формирование правильной гражданской позиции, собственного духовно-нравственного совершенствования. Воспитание патриотизма – это постоянная каждодневная  работа по созданию у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

Работая над этим направлением,  были реализованы проектные работы по изучению родословной своей семьи и составлению генеалогического дерева, проведены классные часы, заседания семейного клуба, встречи с ветеранами ВОВ и нынешними защитниками отечества.

Здоровьесберегающее направление воспитательной системы класса призвано создать систему  технологий и мер, целью которых является  снижение возможного неблагоприятного воздействия на ребенка окружающей среды  и воспитания культуры здоровья.

Воспитание  личности неотделимо от мира культуры. Привитие значимости культуры, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности  - цель культурно-эстетического направления воспитательной системы. Именно через познание непреходящих нравственных и культурных ценностей происходит путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм, приобщение к традициям Отечества, семьи, школы, класса.

      Направления деятельности воспитательного процесса тесно связаны между собой, они взаимодействуют и влияют друг на друга. Уделяя роли семьи в воспитательном процессе большое внимание, не забываем, что коллектив является сильнейшим фактором воспитания, особенно для детей младшего школьного возраста. Учитывая это условие, используем в воспитательной системе соуправление, которое в детском сообществе и зарождающемся коллективе призвано способствовать формированию самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса, помогать детям проявлять активность, реализовывать организаторские и лидерские качества.

Воспитательная деятельность представляет собой:

  • воспитание в процессе обучения (на предметных уроках);
  • внеурочная деятельность (классный час, клубный час в ГПД, работа семейного клуба);
  • внеклассная деятельность (взаимодействие с социумом);
  • участие в работе творческих объединений;

Основными формами воздействия на воспитательный процесс выбраны:

  • Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в рамках программы семейного клуба «Музыкальная стрела»;
  • Организация самоуправления в классе со сменным, выбираемым детьми составом и сложной структурой;
  • Создание и работа творческого объединения «Город Мастеров»;
  • Участие в социальных проектах.

Эффективной формой воздействия на воспитательный процесс  стало создание в классе семейного клуба. 

Семейные клубы – это такая модель объединения детей и родителей, под руководством педагога, которая, учитывая возрастные особенности младших школьников, создаёт  условия развития интеллектуальных, нравственных, физических качеств в процессе сотворчества, сотрудничества и толерантности.

Наш Семейный клуб был организован в первом классе из учащихся и их родителей. «Музыкальная стрела» – это название, которое выбрали дети совместно с родителями, потому что многие  ребята    занимаются музыкой и танцами.

Цель работы семейного клуба:

- Воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, на основе возрождение и укрепление отечественных традиций семейной и родительской культуры.

Задачи Семейного клуба:

  • укреплять семьи путем развития культуры семейных отношений на основе российской культурно-исторической и духовной традиции;
  • пропагандировать основы здорового образа жизни;
  • развивать личность каждого учащегося, навыки самостоятельного и творческого труда через организацию деятельности на уроках и во внеурочное время;
  • содействовать  формированию классного коллектива и созданию нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития в нём учащихся;
  • способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.

      Важное место в проведении всех школьных мероприятий занимают родители, которые в совместной деятельности  активны, инициативны. Именно они являются первыми помощниками учителя в воспитательном процессе.

В повседневной жизни семейного клуба создаётся атмосфера  активной познавательной деятельности, сотворчества,  которые приводят  ребёнка в состояние радости – таков итог работы содружества семьи и гимназии. Все дела в клубе – это разнообразные коллективные переживания, накопление опыта нравственных взаимоотношений. Здесь дети получают первые навыки культуры общения между собой. В общении дружеского расположения, совместной увлеченности познавательной деятельностью рядом с родителями заложен успех духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Еще одной формой работы с классом стало создание творческого объединения «Город мастеров».

Специфика моей воспитательной системы состоит в том, что  проведение бесед, классных часов, викторин, уроков  заканчивается практической деятельностью. Дети после проведенного мероприятия должны совместно с учителем создать продукт (рисунок, эскиз, картину, скульптуру….) по теме занятия. Этому способствуют занятия в творческом объединении «Город мастеров», которое существует на базе класса.

  • занятиях творческого объединения  я уделяю большое значение приобретению знаний и умений. Проникновение детей в секреты рукоделия происходит во время практикумов в учебной мастерской. Здесь они осваивают приемы вышивания, шитья, вязания, работы с бумагой  и картоном, приемы работы с пластилином, бросовым материалом и  многие другие, помогающие достигать прекрасных результатов. Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает освоение их декоративных возможностей, развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических знаний и умений. При этом у учащихся развивается особое чувство материала, его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса и мастерства.

Особое место в моей деятельности занимает работа с пластилином. Все, что я знаю и умею, я стараюсь передать детям. Лучшие работы ежегодно отмечаются дипломами и грамотами за участие как в школьной, так и в районной выставке технического творчества и декоративно-прикладного искусства.

        В целях развития познавательных и коммуникативных способностей учащихся, программа воспитательной системы «Мир познания» предусматривает регулярное и целенаправленное взаимодействие  с организациями и учреждениями культуры, спорта, молодежными организациями, творческими  культурно-массовыми общественными объединениями.

Развитию личности младшего школьника должно способствовать формирование самоуправленческих начал в жизни класса. Особую роль в управлении развитием любой воспитательной системы играет соуправление педагогов, родителей и учащихся.

Соуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где, прежде всего,  учитываются желания и интересы самих ребят. Наш коллектив – это маленький город, в котором жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого. Ребята придумали название городу - «Город  Мастеров», определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения были распределены в игровой форме по желанию ребят.

                 В начале каждой учебной четверти на классном часе происходят выборы управляющей команды класса. Она состоит из Городничего и  старост слобод, каждая из которых имеет свою сферу деятельности.

          В результате реализации первого, второго и третьего этапов программы воспитательной системы класса «Мир познания»  удалось:

  • создать оптимальную атмосферу для участия ребят, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности;
  • создать благоприятные условия как для развития классного коллектива в целом, так и для раскрытия потенциала каждого отдельного ученика;
  • задать положительную динамику развития коллектива детей и личностного роста учащихся;
  • создать благоприятную среду для сотрудничества семьи и школы по намеченной программе семейного клуба «Музыкальная стрела»;
  • включить детей в процесс самоуправления детской деятельностью.

Наблюдения, анализ деятельности детей, анкетирование показывают, что за истекший период действия ВСК «Мир познания» учащиеся:

    1. познакомились и приняли основные правила школьной жизни, распорядок школьного дня;
    2. получили необходимые сведения о безопасности, правилах гигиены, здоровом питании;
    3. познакомились с основами здорового образа жизни;
    4. изучили семейные традиции, родословную и жизненную историю близких родственников, узнали о вкладе своих родных в дело Великой победы;
    5. научились различать и ценить в одноклассниках положительные личностные качества;
    6. стали оценивать значимость дружного коллектива в жизни людей;
    7. проявлять большую активность в делах класса, гимназии;
    8. проявлять инициативу, предлагать свои проекты;
    9. стали очень активно принимать участие в школьных, районных и городских творческих конкурсах;

10. при систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

  • Три года совместной учебы положительно повлияли на детей: ученики закрепили первичные навыки жизни в школьном коллективе, стараются быть бескорыстными и верными товарищами, заботливыми и внимательными к своим родителям, учителям, работникам школы. В классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Каждый из них имеет общественное поручение, за которое несет ответственность, и через определенный промежуток времени (еженедельно) отчитывается. В целом ведется целенаправленная работа по привитию правильного поведения маленькому человеку и гражданину в обществе, в школе и в семье.

Психологический климат в классе бодрый и жизнерадостный. Определить яркого лидера в классе пока трудно.

           Прошедший период помог сформировать у детей более внимательное отношение к одноклассникам. Стало заметно, что дети стремятся друг другу, им стало интересно и комфортно вместе. Клубные часы, праздники, экскурсии, прогулки, которые проходят совместно с родителями в рамках работы семейного клуба, стали доброй традицией класса. .

Дети класса – активные участники мероприятий гимназии. Выставки, конкурсы рисунков, смотр песен, прослушивание стихов – все эти мероприятия для большинства детей увлекательная деятельность, в которой они с удовольствием участвуют.

Результаты тестирования показывают рост уровня запоминания, интеллектуального уровня, уровня мотивации. С каждым днем ребята более ответственно, более осознанно относятся к учебе. У всех ребят вырос уровень изобразительных и графических навыков. Повысился уровень развития. Дети аккуратнее выполняют работы на уроках технологии, могут изготавливать более сложные поделки и активно предлагают выполнять коллективные проекты, улучшился почерк.

      Родители учащихся стали чаще проявлять инициативу и предлагать возможные варианты совместной деятельности – поездки на природу, беседы о вредных привычках, доброте и дружбе, выступления на заседаниях семейного клуба и на классных огоньках.

По данным результатам можно сделать вывод, что данная ВСК создает максимально благоприятные условия как для развития классного коллектива, так и для раскрытия каждой отдельной личности.

          Таким образом, за прошедший период наблюдается положительная динамика развития коллектива детей и родителей класса, что позволяет в перспективе реально подойти к реализации  модели выпускника начальной школы, что даёт нам уверенность, что ВСК приведёт нас к намеченной цели.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: alex4100628 (28.08.2017)
Просмотров: 684 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar