Сайт учителя начальных классов
МАОУ "Гимназия №2"
города Нижнего Новгорода




   Костенко Елены
Михайловны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие кистевой моторики у детей младшего школьного возраста

Развитие кистевой моторики у детей младшего школьного возраста

Диапазон  опыта: единая  система «урок – внеклассная  работа»

 

                            "Представление, что при любом двигательном тренинге...  

упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным

                    и лишь с трудом проникло в сознание педагогов".

Н.А. Бернштейн

          Что же такое кистевая  моторика и почему она так важна?  Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский). Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

       Программа  « Тонкая  моторика » - составная  часть  программы  «Образование и здоровье»

Цель:  Следуя генетически обусловленной гетерохронии развития функций головного  мозга     помочь  ребенку  сформировать  психофизиологическую  базу   для  восприятия   знаний  обязательной  программы  средней  школы.

Задача  начальной  школы: Развитие  кистевой  моторики у   младших  школьников и  педагогическая  коррекция.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.
Выдающийся педагог М. Монтессори  утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успеш­ное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного воз­раста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании об­разцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вы­резать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей от­мечается плохая координация движений при беге, прыж­ках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть.

Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики   ведущей руки ребенка  (технология педагогического  опыта):

  1. Обследование речевого развития ребенка и подвижности.
  2. Подготовка руки ребенка к письму.
  3. Программа по  развитию  тонкой  моторики.

 

1 этап работы с  первоклассниками: «Обследование речевого развития ребенка и подвижности» проводится совместно с врачом-логопедом»

  • Обследование звукопроизношения:
  • Подвижность органов артикуляционного аппарата
  • Упражнения  для  проверки  координации  мелкой  моторики пальцев

2 этап работы с первоклассниками: «Овладение навыком письма» – длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Он имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно – двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Согласно данным психологов и физиологов, чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Формирование этих функций завершается к 10 – 13 годам. При этом возраст 6 –7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И.Гальперин, 1964г.). В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).

Виды деятельности:

  • лепка из глины или пластилина;
  • наборы деталей разной величины для нанизывания их на стержень

 ( конструктор по возрастающей сложности);

  • цветные клубочки ниток разной фактуры  и  толщины для перематывания;
  • мозаика по возрастающей сложности;
  • нанизывание бус, бисера, пуговиц;
  • наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
  • наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
  • вязание, шитье, вышивание;
  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
  • игра «Театр пальчиков» (Ребенку можно предложить поставить сказку о животных)

 

       Тренировка тонкой моторики кисти достигается с помощью  графического рисования, которое  решает  важные  задачи:

1.Чаще всего для рисования ребенок использует “линию”. Задача, которая ставится перед ребенком - передвигать карандаш в нужном направлении.

2. Из полученных линий построить  предметы. Задача – развитие образного мышления и образной памяти.

3.При выполнении упражнений создать психоэмоциональную сферу. Задача - создать обязательно ситуацию успеха.

Для  учеников начальной  школы  рисунок, репродукция, предмет…сложны  для  изображения, копирования. Мотивацией  для  рисования   может  служить демонстрация  рисования  «знакомыми»  линиями. Задача –  вдохновить  ребенка  на  творчество.

 

Решение  перечисленных  задач  выполняется поэтапно:1этап – «Заложить»  необходимое  движение  на  макроуровне (кинестетическое, визуальное, аудиальное  восприятие  движения); Методы: ходьба, движение  рук, ног, предметов, составление  фрагментов  из  веревки, ленты, проволоки, бумажных  секторов …

2этап – Средний  уровень:  мышечное  восприятие  движения, «проведение»  линии, не   оставляя  графического  следа, сохранив    заданный  характер.

              Методы: ролевая  игра, задания  с  предметами, движение  рук, ног, тактильное   взаимодействие, рисование  на доске, асфальте, парте, большом  листе…

                  3 этап – Микроуровень:  выполнение  «знакомых»  линий  на  бумаге. Методы: «оживление»  линий – рисунок. Средства: бумага, ручки, фломастеры.

Итог  занятия: подчеркнуть  красоту  плавных  линий  и  творческие  успехи  каждого   ученика! 

Сущность  развития  моторики  заключается  в  накоплении  индивидуального  опыта  ребенка.  В  течение  всего учебного процесса психомоторный  опыт  пополняется, приобретаются  новые  умения,  навыки  и  координационные  комбинации. Примеры:

Урок «Окружающий  мир»

Прочитали  учебник, послушали учителя, а рассказать – трудно. Пытаемся  «зафиксировать» полученные  признаки  динозавров  на  мышечном,  чувствительном  уровне. Интегрированные   уроки + технология + ИЗО+ внеурочная деятельность  (элементы  арттерапии – с полученной игрушкой  надо  играть.)

Интегрированные  уроки: математика – технология Тема: Геометрические  фигуры. Задачи:  1.Определение свойств  формы;  2.Развитие  кистевой моторики.

Технология: «Работа  с  природным  материалом»  Цель: Развитие  кистевой моторики Задачи: 1. Научить детей  работать с природным материалом. 2.Развивать  ассоциативное  мышление, умение  создавать  образ по  ассоциации с формой предмета.

Мы  создаем  «фундамент». Чем  больше  и  разнообразнее  занятий – тем  прочнее  «фундамент» для  восприятия   знаний  обязательной  школьной программы.

       Введение этнокультурного компонента в  обучение и  внеурочную  деятельность в начальных классах  эффективно способствует  становлению национальной языковой картины мира младших школьников, обогащению их словаря лексикой с национальной спецификой; формированию языковой, коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций учащихся.

Начало  проектной  деятельности – 1 класс.

Цель проекта.

Русская национальная культура – созидающая и объединяющая сила.

Поэтому мы решили положить в основу нравственного воспитания школьников – русские традиции  основных  семейных  праздников.

Задачи проекта:

  • Изучить совместно с детьми историю основных русских семейных праздников.
  • Создать условия для  творчества  и  эстетического восприятия красоты народного праздника.
  • Показать ценность семьи, роль ребенка и родителей в семье.

Ожидаемые результаты:

  • Сплочение коллектива детей; развитие и саморазвитие личности на основе познавательной и практической деятельности.
  • Сплоченность коллектива семьи, где каждый сможет проявить себя в новой роли, почувствует ценность, и радость от совместно проведенного времени.

           Характер творческих  работ в программе «Тонкая  моторика»  направлен  на  приобретение   знаний  об истории, культуре, обычаях, эстетическом  восприятии красоты народного праздника. Базовое  направление  воспитательной  работы: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры. Введение  этнокультурных  компонентов  в  образовательный  процесс - один из возможных  путей  приобщения младших школьников к ценностям национальной культуры.

             Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка при  поступлении в школу: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах  ручку, карандаш, ножницы… Слабое  развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Недостаточная  сформированность зрительно-моторных  координаций и зрительного восприятия  приводит  и  к  трудностям  при  обучении:                 

· Перестановка  букв  при  чтении

· Неспособность скопировать графический элемент, букву

· Трудности правильного копирования  простейших геометрических фигур

с соблюдением размерности пропорций

· Зеркальное  письмо букв и цифр

· Сильный  тремор, неровность  штрихов, неустойчивый почерк

· Плохое  выделение  и  различение  геометрических  фигур

· Трудности  расположения  заданий  по  горизонтали  и  вертикали

Развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает одно из первостепенных значений  в начальной  школе.

 

Литература

  1.  «200 упражнений для  развития  общей и мелкой  моторики» Т.Белова
  2. «Большая книга  заданий и упражнений на развитие мелкой  моторики» Т.Ткаченко.
  3. «Пальчиковая гимнастика для развития  речи  дошкольников»

Е. Анищенкова

 

Категория: Мои статьи | Добавил: alex4100628 (18.04.2017)
Просмотров: 656 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
avatar