Главная » Статьи » Мои статьи |
Развитие кистевой моторики у детей младшего школьного возраста Диапазон опыта: единая система «урок – внеклассная работа»
"Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов". Н.А. Бернштейн Что же такое кистевая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский). Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Программа « Тонкая моторика » - составная часть программы «Образование и здоровье» Цель: Следуя генетически обусловленной гетерохронии развития функций головного мозга помочь ребенку сформировать психофизиологическую базу для восприятия знаний обязательной программы средней школы. Задача начальной школы: Развитие кистевой моторики у младших школьников и педагогическая коррекция. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики ведущей руки ребенка (технология педагогического опыта):
1 этап работы с первоклассниками: «Обследование речевого развития ребенка и подвижности» проводится совместно с врачом-логопедом»
2 этап работы с первоклассниками: «Овладение навыком письма» – длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Он имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно – двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Согласно данным психологов и физиологов, чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. Виды деятельности:
( конструктор по возрастающей сложности);
Тренировка тонкой моторики кисти достигается с помощью графического рисования, которое решает важные задачи: 1.Чаще всего для рисования ребенок использует “линию”. Задача, которая ставится перед ребенком - передвигать карандаш в нужном направлении. 2. Из полученных линий построить предметы. Задача – развитие образного мышления и образной памяти. 3.При выполнении упражнений создать психоэмоциональную сферу. Задача - создать обязательно ситуацию успеха. Для учеников начальной школы рисунок, репродукция, предмет…сложны для изображения, копирования. Мотивацией для рисования может служить демонстрация рисования «знакомыми» линиями. Задача – вдохновить ребенка на творчество.
Решение перечисленных задач выполняется поэтапно:1этап – «Заложить» необходимое движение на макроуровне (кинестетическое, визуальное, аудиальное восприятие движения); Методы: ходьба, движение рук, ног, предметов, составление фрагментов из веревки, ленты, проволоки, бумажных секторов … 2этап – Средний уровень: мышечное восприятие движения, «проведение» линии, не оставляя графического следа, сохранив заданный характер. Методы: ролевая игра, задания с предметами, движение рук, ног, тактильное взаимодействие, рисование на доске, асфальте, парте, большом листе… 3 этап – Микроуровень: выполнение «знакомых» линий на бумаге. Методы: «оживление» линий – рисунок. Средства: бумага, ручки, фломастеры. Итог занятия: подчеркнуть красоту плавных линий и творческие успехи каждого ученика! Сущность развития моторики заключается в накоплении индивидуального опыта ребенка. В течение всего учебного процесса психомоторный опыт пополняется, приобретаются новые умения, навыки и координационные комбинации. Примеры: Урок «Окружающий мир» Прочитали учебник, послушали учителя, а рассказать – трудно. Пытаемся «зафиксировать» полученные признаки динозавров на мышечном, чувствительном уровне. Интегрированные уроки + технология + ИЗО+ внеурочная деятельность (элементы арттерапии – с полученной игрушкой надо играть.) Интегрированные уроки: математика – технология Тема: Геометрические фигуры. Задачи: 1.Определение свойств формы; 2.Развитие кистевой моторики. Технология: «Работа с природным материалом» Цель: Развитие кистевой моторики Задачи: 1. Научить детей работать с природным материалом. 2.Развивать ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета. Мы создаем «фундамент». Чем больше и разнообразнее занятий – тем прочнее «фундамент» для восприятия знаний обязательной школьной программы. Введение этнокультурного компонента в обучение и внеурочную деятельность в начальных классах эффективно способствует становлению национальной языковой картины мира младших школьников, обогащению их словаря лексикой с национальной спецификой; формированию языковой, коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций учащихся. Начало проектной деятельности – 1 класс. Цель проекта. Русская национальная культура – созидающая и объединяющая сила. Поэтому мы решили положить в основу нравственного воспитания школьников – русские традиции основных семейных праздников. Задачи проекта:
Ожидаемые результаты:
Характер творческих работ в программе «Тонкая моторика» направлен на приобретение знаний об истории, культуре, обычаях, эстетическом восприятии красоты народного праздника. Базовое направление воспитательной работы: формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры. Введение этнокультурных компонентов в образовательный процесс - один из возможных путей приобщения младших школьников к ценностям национальной культуры. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка при поступлении в школу: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку, карандаш, ножницы… Слабое развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия приводит и к трудностям при обучении: · Перестановка букв при чтении · Неспособность скопировать графический элемент, букву · Трудности правильного копирования простейших геометрических фигур с соблюдением размерности пропорций · Зеркальное письмо букв и цифр · Сильный тремор, неровность штрихов, неустойчивый почерк · Плохое выделение и различение геометрических фигур · Трудности расположения заданий по горизонтали и вертикали Развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает одно из первостепенных значений в начальной школе.
Литература
Е. Анищенкова
| |
Просмотров: 656 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | |
---|---|
|
Вход на сайт |
---|
Полезные ссылки |
---|
МАОУ "Гимназия №2" Министерство образования Нижегородской области Нижегородский институт развития образования Образовательный портал Канавинского района |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |