Главная » Статьи » Мои статьи |
Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся средствами искусства Когда-то древнеримский архитектор и теоретик искусства Витрувий произнес крылатые слова: «Архитектура – это триединство основных частей – пользы, прочности и красоты», дошедшие до наших дней и не потерявшие своей актуальности. Две из них – первая и последняя – имеют отношение практически ко всем видам искусства, в том числе и декоративно-прикладному. Так что же такое искусство, когда им нужно начинать заниматься, и на что следует обращать внимание в первую очередь? Искусство, как и многие категории и явления, имеет двоякую структуру: с одной стороны, это создание художником нового произведения, а с другой, умение его увидеть зрителем, и чем раньше этот дуализм начнет «работать» в сознании ребенка, тем он будет воспитаннее, тем легче будет происходить процесс его вхождения в жизнь. В гимназии №2 Канавинского района Нижнего Новгорода уделяется большое внимание всестороннему изучению искусства именно в начальном звене. Этому способствуют разнообразные формы урочной и особенно внеурочной деятельности младших школьников: кружки, работа тьютера, лагерная работа в каникулярное время, занятия в формате Малой школьной академии. Все вместе они охватывают разнообразные виды искусства, как-то, музыка и хореография, знакомство с основными видами искусства и сценическое слово… Не последнее место в этом ряду занимает декоративно-прикладное искусство, реализующееся в рамках Малой школьной академии. Проект «Город мастеров» связан с актуальной и востребованной на сегодняшний день деятельностью детей – пластилинографией, входящей составной частью в такой вид искусства как скульптура. Из всех видов искусства именно пластика является самым трудным для восприятия русского человека видом искусства. Этому способствовал целый ряд причин, но главная кроется в запрете царя Алексея Михайловича под страхом смертной казни вырезать из дерева и хранить у себя фигурки деревянных идолов – вариант скульптуры, доставшийся нам от языческих времен. Политика Петра I, взявшего курс на европеизацию русского искусства, не оставила без внимания и этот вид искусства, теперь уже насаждаемый в виде античной обнаженной скульптуры. То, что для итальянцев, унаследовавших от своих предков, живших на их территории в эпоху древнего Рима, было само собой разумеющемся фактом, для человека русского остается камнем преткновения и по сей день. Как избавится от «синдрома Давида», что нужно, чтобы этот вид искусства перестал быть для нас ларцом за семью печатями, той лакмусовой бумажкой, по которой о русских людях судят за границей? Думается, что здесь не может быть однозначного варианта ответа, но один из них, самый простой и доступный, можно предложить детям в виде игры – лепить из пластилина и создавать самим полюбившиеся образы в виде круглой пластики или рельефа. Для последнего лучше всего подходит новый вид искусства – пластилинография, получивший особую популярность в последнее время. Создание лепных картин с использованием полуобъемных предметов на плоскости – занятие увлекательное и полезное:
Педагог заранее подготавливает фронт работы для детей, создавая эскизы, которые в дальнейшем заполняются размягченным пластилином по картинам, подобранным в компьютерной презентации. Итак, подводя итоги работы с детьми во внеурочное время, необходимо отметить, что важен не только сам процесс работы, но и его результат, каким он может быть? Прежде всего, нужно зафиксировать их самостоятельное участие, в этом случае поделки уносятся домой, чтобы родители могли с ними ознакомиться. В кабинете устраиваются выставки наиболее удавшихся произведений, в этом случае учащиеся других классов с классными руководителями могут ознакомиться с их творчеством. Творческие работы учащихся принимают участие в районных конкурсах, где новые технологии играют большую роль. В качестве практической части изделия из пластилина могут быть заявлены в исследовательской работе учащихся, выступающих на конференциях НОУ. Русскому скульптору Оберу принадлежат слова: «В скульптуре есть только форма для выражения обдуманного». Думается, в этих словах сосредоточен план работы каждого участника «Города мастеров»: от замысла к форме через набор необходимых выразительных средств.
| |
Просмотров: 504 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | |
---|---|
|
Вход на сайт |
---|
Полезные ссылки |
---|
МАОУ "Гимназия №2" Министерство образования Нижегородской области Нижегородский институт развития образования Образовательный портал Канавинского района |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |